Бесплатные уроки

Естественная форма языка в практике сонграйтинга

Сегодня мы на примере песни нашего ученика, Алексея Ясинского, рассмотрим понятие «естественной формы языка» (по терминологии Пэта Пэттисона, профессора Berklee College of Music).
Вот ссылка на музыкальный материал: https://soundcloud.com/musicationru/sets/aleksey-yasinskiy-znaesh-1-variantПриведем текст песни и будем делать пометки:
Мне снится город, где рядом мы
Пустые проспекты и мостыМне снятся лица, знакомые лицаЯ не исчезаю — лечу словно птица
Знаешь,
Я все еще помню
Дыханье твое и легкие дни
Слышишь
Наше молчанье, мы все еще дышим
И таем внутри.
Попробуйте произнести первую строку песни несколько раз, не задумываясь над смыслом. Теперь обратите внимание на звуковысотность. Некоторые слоги оказываются в сильной позиции, а другие в слабой. Давайте отметим слоги в сильной позиции ударением: 

Мне сни’тся го’’род 

Местоимение мне не находится в сильной позиции в этой строке, поэтому его не стоит размещать в сильную долю. Пэт Пэттисон говорит: «В написании песен нет правил, только инструменты». Один из инструментов написания песен — это размещать слоги в сильной позиции на сильные доли в тактах (первая и третья, причем первая всегда сильнее), а слоги в слабой позиции на слабые доли или между долями (о том, почему часто так лучше, расскажем в другом посте). 

Как мы уже поняли, сильная позиция не всегда значит ударение на слоге. Обычно в слабой позиции оказываются местоимения, союзы, предлоги и частицы. Давайте расставим сильные позиции в остальных строках куплета:

Мне снится го’род
Где ря’дом мыПусты’е проспе’’ктыИ мосты’Мне снятся ли’ца
Знако’мые ли’’ца
Я не исчеза’ю,
Лечу’ словно пти’’ца

Двойными кавычками мы обозначили слоги в более сильной позиции (их желательно расставлять на первые доли в тактах). 

Отметим, на какие именно доли попадают слоги, чтобы вам было проще считать:

Мне сни’тся го’’род (на первую долю)
Где ря’дом мы (на третью)Пусты’е проспе’’кты (на третью и первую)И мосты’ (на первую)Мне сня’тся ли”ца (на первую)
Знако’мые ли’’ца (на третью и первую)
Я не исчеза’ю, (на первую)
Лечу’ словно пти’’ца (на третью и первую)

Мы сдвинули мелодию так, чтобы местоимения, частицы, союзы и предлоги попадали не на первую (самую сильную) долю, а хотя бы на третью. Звучать стало лучше. Мы с Алексеем будем продолжать работу над этой песней, чтобы показать другие инструменты написания песен. 

Пишите песни каждый день!
Статьи Написание песен