Бесплатные уроки

Музыкальная культура XXI века

Здравствуйте, дорогие мои друзья и уважаемые коллеги! С вами Дмитрий Александрович Михайлин, поющий пианист, композитор, поэт и педагог.

И прежде чем пригласить вас в свой виртуальный пианобар на какой-то модный авторский тренинг, я бы хотел немного поговорить о понятиях в современной музыке. Давайте представим, что у нас есть белый лист нашего чистого незамутненного сознания. Мы его поделим на две половины. Вверх большим жирным шрифтом напишем слово – музыка. С одной стороны от него – академическая, с другой – неакадемическая. Та самая, которую мы привыкли называть такой уже немножко подустаревшей формулировкой музыкальное искусство эстрады. 

Я предпочитаю от него постепенно отходить, использовать более интересные способы коммуникации, поскольку эстрада отсылает нас куда-то далеко в ретро. Советская эстрада, в лучшем случае Джо Дассен, группа АВВА, французские исполнители, итальянские, шведские, но не то многообразие музыки, которое окружает нас сейчас. Как же тогда быть с электроникой, со всем этим эмбиентом, техно, хаус, этно, нью-эйдж и так далее? В понятие эстрады это уже не укладывается.

Поэтому я предлагаю ту классификацию, с которой мы начали разговор: неакадемическая музыка. А поскольку мы находимся в школе, Дом музыканта, Санкт-Петербург, Невский проспект, то и начнем мы со школы. Давайте подумаем, какая школа у нас ассоциируется с классической музыкой? Это, конечно, Бах, Черни, Бузони, Римский-Корсаков, Танеев, школа итальянского бельканто, например.

В то время как в нашей музыкальной культуре, скажем так, эстрадно-джазовой и неакадемической, используя тот и другой принцип, это школа Беркли, Bob Stolof, Dona MacElroy, школа Ольги Леонидовны Сафроновой, опять же, Дом музыканта. То есть школа автора, того или иного творца, который задал направление и потом его развивает. То есть более узкая категория.

И поняв эту разницу, сравнив и познав азы музыки, мы дальше приходим к пониманию стиля. Что же такое стиль? В классической музыке стиль измеряется целыми эпохами, вы это знаете: классицизм, романтизм, импрессионизм, неоклассицизм, постмодернизм и так далее.

Что касается нашего жанра, то здесь стиль – более узкое понятие. Вот, например, Dixie Land. В рояльной версии это регтайм. Блюз. Вот я вам сыграл две ноты, вы сразу же понимаете, что это за стиль. Так же как и современные стили: конец ХХ века, джаз, рок, фьюжн, и все стили электронной музыки, которые я уже перечислил.

И все эти стили вне академизма, современной музыкальной культуры, не имеющие отношения к строгому академическому канону, объединяются в более крупные категории жанров, которыми являются джаз, мюзикл, кабаре, театр песни, саундтрек – вы можете продолжить этот список.

В то время как в классике было принято называть, во-первых, жанровые танцы Баха, вы помните: аллеманда, куранта, сарабанда, жанры романтической музыки, полька, вальс, танго. Опять же, идущие от танцевальной природы. Либо жанры, связанные с формой произведения, такие как соната, оратория, месса, симфония. Видите какая интересная иерархия.

И заканчивая этот разговор, подводя черту, я всегда говорю: давайте мыслить не жанрами, не стилями, не школами, а такой интересной вещью, которая называется эстетика. То есть все наши оценки музыки, современный анализ идет на уровне эстетик.

Вот я вам сыграю мелодию. Я вспомнил, взял с потолка тему, которую когда-то записал для группы Billies Band в альбом «Оторвемся по-питерски». Казалось бы, все понятно, стиль а-ля кабаре, джаз, как они себя называют. Жанр тоже что-то около пианобар, джаз-клуб. Но мы узнаем эту музыку по эстетике группы Billies Band, которая немного адаптирует творчество Тома Уэйтса в России. Земфира – это эстетика. Сергей Курехин – эстетика, Моби – эстетика. Это как большие планеты в этой большой музыкальной вселенной. И наш с вами большой в нем интерес, конечно, формируется на уровне огромных миров, которые для нас иногда становятся целью или смыслом жизни.

Надеюсь, что этот разговор поможет вам в чем-то разобраться как музыкантом, как поклонникам, фанатам или просто любителям той музыки, которую вы, возможно, когда-нибудь заиграете или запоете. Главное не забывайте про подачу материала, в которой кроется весь вкус нашей музыки, нашей жизни, которую мы так любим.

Занимайтесь, творите и приходите в нашу школу. Пока!
Видео