Концепция единства. Зачем мы пишем песню

Инструмент, с помощью которого вы сможете донести до слушателя свою идею.

Главная > Блог > Концепция единства. Зачем мы пишем песню

Основная наша цель при написании песни — это некое эмоциональное воздействие. Чтобы человек почувствовал именно те эмоции, которые мы до него хотели бы донести. Эти эмоции он воспринимает не всегда однозначно, потому что человек мыслит ассоциативно, когда слушает песню. Каждое слово и каждый звук вызывает у него какую-либо ассоциацию. И из множества звуков, сочетания слогов и нот складывается картинка и какая-то общая эмоция, которая может включать в себя другие побочные эмоции и чувства. Чувства, вызванные песней, человеком воспринимаются достаточно сложно, но при этом какая-то общая идея у песни обычно есть. 



Примеры эмоционального воздействия

Если песня совершенно ничего не доносит, никаких эмоций, то она просто никому не будет интересна. Человек хочет услышать что-то близкое ему и хочет узнать себя в этой песне. Именно тогда это вызовет отклик в его душе. Очень мало таких песен, которые всем подходят. Многие песни вызывают похожие ощущения у разных людей, но при этом эмоций и чувств все же очень много. Есть, например, ностальгическая эмоция. Назовем ее так. Например, в песне Игоря Талькова «Ностальгия»:

Здесь напрямую идет именно ностальгический посыл. Это основная идея песни. Но еще ностальгическая эмоция и посыл могут быть и в других песнях. Так же ностальгическую эмоцию вызывают те песни, которые мы слушали в юности, в возрасте около двадцати лет. Некоторые исполнители намеренно вызывают у нас эти ассоциации с помощью специально подобранных звуков и звучания голоса, которые были типичны для определенной эпохи. Например, песня «Наше лето» из к/ф «Аритмия»:


Концепция единства

Как же донести до слушателя идею наиболее точно? Давайте познакомимся с концепцией единства. Согласно ей, все элементы песни служат одной цели. Если мы хотим выразить эмоцию ностальгии, то и слова, и музыка максимально выражают эту эмоцию. На уровне ассоциаций и некоторых музыкальных закономерностей, которые уже давно известны. Допустим, если звучит диссонанс, то понятно, что он выражает достаточно неустойчивую эмоцию. Если звучит полный мажорный аккорд без каких-либо ступеней, то это очень однозначная, позитивная эмоция. 



Стабильность и нестабильность

Если мы хотим выразить позитив, значит и в словах у нас позитив, и в музыке у нас позитив. Так как эмоций очень много и они все разные, мы условно разделяем их на две части: устойчивые и неустойчивые. Те, которые выражают стабильность и те, которые выражают нестабильность. Например, у Полины Гагариной есть песня «Шагай». Она в повелительном наклонении. И очень много таких песен, где поется что-то вроде «Улети!», «Беги!».

Эти слова здесь поются в сильную долю на начало первого такта припева и выражают очень устойчивую мысль. Она может быть не всегда позитивная. Но она конкретная и устойчивая. А есть неустойчивые мысли, когда например, между двумя людьми какие-то отношения, и они не совсем складываются. Есть какое-то недопонимание. Часто такая эмоция выражается с помощью смещения акцентного слова сильной доли с нечетных тактов на четные:

Но чаще такое происходит в куплетах песни, потому что в припевах хорошо заходят именно устойчивые эмоции. Так же есть устойчивые позитивные эмоции в каких-то летних хитах, например, у Елки достаточно много популярных песен. К примеру, в песне «Прованс». Эти песни такие легкие, жизнерадостные, и при этом здесь устойчивый тон, устойчивые сочетания звуков, позитивные и конкретные слова. 


Используйте концепцию единства — это работает. В комментариях приведите примеры устойчивых и неустойчивых идей в песнях.


Напишите свой комментарий