Сегодня мы на примере песни нашего ученика, Алексея Ясинского, рассмотрим понятие «естественной формы языка» (по терминологии Пэта Пэттисона, профессора Berklee College of Music).


Послушайте изначальный вариант песни:



Приведем также текст песни и будем делать пометки:


Мне снится город,

Где рядом мы

Пустые проспекты

И мосты

Мне снятся лица

Знакомые лица

Я не исчезаю,

Лечу словно птица

Знаешь,

Я все еще помню

Дыханье твое

И легкие дни

Слышишь

Наше молчанье

Мы все еще дышим

И таем внутри.


Мы перечеркнули места, в которых не поддерживается естественная форма языка. Попробуйте произнести первую строку песни несколько раз, не задумываясь над смыслом. Теперь обратите внимание на звуковысотность. Некоторые слоги оказываются в сильной позиции, а другие в слабой. Давайте отметим слоги в сильной позиции ударением:


Мне сни’тся го’’род


Местоимение мне не находится в сильной позиции в этой строке, поэтому его не стоит размещать в сильную долю. Пэт Пэттисон говорит: «В написании песен нет правил, только инструменты». Один из инструментов написания песен — это размещать слоги в сильной позиции на сильные доли в тактах (первая и третья, причем первая всегда сильнее), а слоги в слабой позиции на слабые доли или между долями (о том, почему часто так лучше, расскажем в другом посте).

Как мы уже поняли, сильная позиция не всегда значит ударение на слоге. Обычно в слабой позиции оказываются местоимения, союзы, предлоги и частицы. Давайте расставим сильные позиции в остальных строках куплета:


Мне снится го’род

Где ря’дом мы

Пусты’е проспе’’кты

И мосты’

Мне снятся ли’ца

Знако’мые ли’’ца

Я не исчеза’ю,

Лечу’ словно пти’’ца


Двойными кавычками мы обозначили слоги в более сильной позиции (их желательно расставлять на первые доли в тактах). Послушайте, как стал звучать куплет, когда мы расставили слоги в сильной позиции на сильные доли в тактах:




Отметим, на какие именно доли попадают слоги, чтобы вам было проще считать:


Мне сни’тся го’’род (на первую долю)

Где ря’дом мы (на третью)

Пусты’е проспе’’кты (на третью и первую)

И мосты’ (на первую)

Мне сня’тся ли”ца (на первую)

Знако’мые ли’’ца (на третью и первую)

Я не исчеза’ю, (на первую)

Лечу’ словно пти’’ца (на третью и первую)


Мы сдвинули мелодию так, чтобы местоимения, частицы, союзы и предлоги попадали не на первую (самую сильную) долю, а хотя бы на третью. Звучать стало лучше. Мы с Алексеем будем продолжать работу над этой песней, чтобы показать другие инструменты написания песен. В конце этой сессии мы немного побаловались с гармонией и закосили под стилистику первого альбома Норы Джоунс:



Да, еще в этом аудио мы убрали последние две строки куплета. Такой вариант дает ощущение движения вперед, но об этом позже. В общем, такой кантри-джаз получился.


Пишите песни каждый день!


Loading Conversation